Эксперты ОП РФ предложили закрепить профессиональные и этические нормы оказания психологической помощи
Концепцию федерального закона о психологической помощи обсудили участники круглого стола «Перспективы законодательного регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», который прошел 4 октября в Общественной палате РФ.
Эксперты обратили внимание, что в России на федеральном уровне отсутствует целостный системный закон, регулирующий отношения в сфере оказания психологической помощи населению, а существующее регулирование носит фрагментарный характер. Это ограничивает возможности оказания психологических услуг нуждающимся гражданам, а разнообразие отраслевых психологических служб и не подпадающих под установленные формы статистического учета иных юридических и физических лиц ведет к неоправданным рискам.
Модератор мероприятия Георгий Костюк, член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, главный врач психиатрической клинической больницы № 1 имени Н.А. Алексеева, напомнил, что в 2022 году Федеральному закону «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» исполнилось 30 лет и уже много лет ведется работа по выстраиванию правового регулирования психологической деятельности — существует большое количество законодательных инициатив в этой сфере.
«Интерес к этому высокий, и, видимо, потребность тоже очень высокая. Нам надо попытаться правильно сориентироваться в этих инициативах, создать единую систему координат», — пояснил он.
Примерно у каждого седьмого человека на планете диагностируется одно или несколько психических расстройств, сообщил декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко. Принятие закона о психологической помощи актуально из-за большого количества псевдопсихологов, которые под видом психологической помощи оказывают услуги мистического характера, а также рисков от бесконтрольного использования чат-ботов и виртуальных цифровых платформ.
По его мнению, закон об оказании психологической помощи населению должен включать все профессиональные и этические нормы оказания психологической помощи, в том числе отражать понятие «получатель психологической помощи», его права и обязанности, понятие «психолог» и требования к его образованию, практической деятельности, прохождению аттестационных процедур, права и обязанности психологической организации и т. д.
Юрий Зинченко обратил внимание, что в настоящее время психологическая помощь находится за пределами специального регулирования и максимум, что можно применить в случае каких-либо нарушений, — это статья о мошенничестве: «Необходимо регулирование со стороны государства, лучше на уровне Правительства Российской Федерации».
Он также уточнил, что полного текста законопроекта пока нет, обсуждаются только отдельные рабочие моменты будущей инициативы.
Долгожданной назвал эту инициативу Владислав Гриб, заместитель Секретаря ОП РФ: «В этой среде много спекуляции, много злоупотреблений — того, что было в 1990-е годы на рынке адвокатских, юридических услуг. Востребованность услуг психолога сейчас особенно возрастает в связи с происходящими событиями. Закон долгожданный, даже с некоторым опозданием — его можно было принять еще 10 лет назад. Уверен, что ОП РФ максимально поддержит этот законопроект и даст хорошую экспертизу. Это психологическое здоровье нас, наших родных и близких».
По мнению Владислава Гриба, необходимо создать единый реестр психологов, единую профорганизацию, принять кодекс этики психолога, а в образовательные нормы включить обязательное повышение квалификации раз в три года.
Предстоит поработать с разделами, касающимися регулирования, стандартов оказания психологической помощи, помощи несовершеннолетним, профессиональной переподготовки, отметила Юлия Шойгу, директор Центра экстренной психологической помощи.
«Как работодатель я вижу, что у нас есть большие проблемы даже с высшим образованием, а с переподготовкой тем более», — пояснила она.
Проблему профессиональной подготовки психологов затронули и другие эксперты. Большинство из них считают, что базовым должно быть высшее образование, а для переподготовки нужны соответствующие программы с присвоением квалификации. Эксперты обратили внимание, что в регионах в сфере психологической помощи трудятся люди с большим стажем, но не имеющие базового психологического образования — для них нужно предусмотреть возможность остаться в профессии.
По мнению Аллы Шаболтас, декана факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, для таких людей в законе необходима формулировка о переходном периоде.
С ней согласна Татьяна Бузина, заведующая кафедрой общей психологии факультета клинической психологии МГМСУ имени А.И. Евдокимова, которая напомнила, что Закон об образовании предусматривает индивидуальную траекторию обучения — то, что человек прошел в других высших учебных заведениях, может быть перезачтено. Для этого надо выработать индивидуальный учебный план.
Павел Ермаков, заведующий кафедрой психофизиологии и клинической психологии Академия психологии и педагогики ЮФУ, считает, что надо различать экстренную психологическую помощь, подразумевающую вывод человека из состояния, в которое он попал в результате экстремальных условий, и обычную психологическая помощь.
Георгий Костюк предложил сначала выработать общие подходы. Он напомнил, что во всем мире существует несколько моделей, по которым пациент получает помощь. Российская модель предполагает, что всем, что касается психического здоровья человека, занимается только врач-психиатр.
«Следствием этого стало то, что у нас заболеваемость психическими расстройствами снижается неуклонно, причем очень хорошими темпами, но почему-то при этом растет инвалидность в ментальной сфере, мы наблюдаем позднюю выявляемость психических заболеваний, и почему-то при отсутствии депрессии наблюдается рост продаж антидепрессантов», — сказал он.
Перед разработкой законопроекта важно понять, от чего отталкиваться, добавил он, — от пациентов и их потребностей или от деятельности специалиста. Необходимо разработать простой четкий регламентирующий документ, который будет отражать, кто такой профессиональный психолог, какие виды деятельности являются профессионально психологическими и как это должно регулироваться.
«Предлагаю сформулировать задачи для участников процесса разработки закона и в короткий период встретиться еще раз, для того чтобы уже структурированные предложения внести в более узкое русло. Пока все носит ориентировочный характер, а хотелось бы конкретики», — резюмировал Георгий Костюк.
Источник: Общественная палата Российской Федерации